Откровения вселенной

Get Adobe Flash player

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шаманизм. Вводная.

Что такое шаманизм?
Чисто с научной точки зрения, шаманизм это первая религия на земле сочетающая в себе фетешизм, тотемизм, анимизм и мистицизм. В том или ином обличии шаманизм существовал во всех регионах мира. Элементы шаманизма существуют почти во всех современных религиях. С точки зрения обычного еевропейского обывателя, шаман это человек живущий где-то в лесу в землянке, стучащего в бубен, поющего странные песни, и обязательно поедающий грибы и покуривающий травку. Что же такое шаманизм на самом деле? Сначала рассмотрим шаманизм с традиционной точки зрения. Буду приводить примеры на основе сибирского шаманизма.

Чем занимаются шаманы традиционно?
В древние времена в первую очередь шаман работал именно с духами местности по этому был "прикреплен" к определенной местности. Обычно жили шаманы рядом с поселением определенного племени, либо непосредственно в поселении. В первую очередь шаман обеспечивал связь с предками, богами, духами, и другими поселениями через других шаманов. Представьте себе степь, где 9 месяцев в году зима, кроме снега и оленей на многие многие километры нет ничего живого. В таких условиях конечно люди психологически нуждаются в общении с кем-то кроме своей общины. Также важную роль играл шаман при лечении, по сути он был чуть ли не единственный целитель в поселке. В современном мире для народов сибири с распространением техники и мобильной связи роль шамана как "связующего" была забыта и на первый план вышла роль целителя, за исключением тех районов, где люди живут так же, как жили 1000 лет назад. В Якутии например, после советской власти, где шаманизм был уголовно наказуем, до сих пор многие шаман называют себя "народными целителями". При лечении шаман работает на всех уровнях, физическом, энергетическом, ментальном и психологическом. Проще говоря такой человек должен уметь приготовить лекарство, в основном из трав, "почистить" и исправить повреждения на энергетическом уровне, изгнать духа болезни из тела, оказать необходимую психологическую помощь. Вообщем-то к шаману приходили каждый раз, когда не могли справиться сами. Началась пурга и потерялся человек, необходима удача на охоте, нужно что-то узнать, нужен дождь или наобарот солнце. Конечно я не говорю о такой ситуации когда кому-то из племени просто захотелось дождика, я имею в виду ситуации, от решения которых зависит жизнь человека или целого племени. Помимо всего этого, шаманы часто совмещали должность жреца, то есть проводили праздники и ритуалы.

Как становились шаманами?
Самое распространенноя явление, это когда человек находится в шаманском роду, почти всегда такой человек и сам становился шаманом. Второй вариант, это помощник, или ассистент посвященного шамана. Ну и совсем редкий случай, когда человека "просто" выбрали духи. Конечно ничего просто так не бывает, но сейчас мы говорим не об этом. Каким бы из этих трех вариантов человек не стал шаманом он обязательно должен пройти шаманское посвящение. В разных традициях разные представления об этом посвящении, но есть некоторые общие черты. 1) Человека выбирают духи, то есть так избранник НЕ стат шаманом просто не сможет. 2) Человек сильно заболевает, малярия, рак, оспа или что-то подобное, от чего обычно умирают. Во время этого у человека начинаются галлюцинации или он просто находится в коме. Он видит как духи водят его по мирам, рассзывают ему о его ремесле, подвергают различным испытаниям. 3) В конце духи поедают тело шамана и выковывают ему новое. В итоге, если человек выдержал все это, он выздоравливает и уже знает какие песни ему петь, как шить костюм, как делать бубен и тд. Обычно шаман остается на том месте, где он получил посвящение, но иногда духи указывают ему другой путь и он идет в другое племя, что бы стать их шаманом. К таким "пришельцам" относятся очень осторожно и вновь подвергают испытаниям. Заставляют лизать раскаленное железо, стоять на углях либо выйти без одежды в сибирские -40 градусов зимой. Логика такая, если он шаман, ему это не будет стоить труда. И такая осторожность обоснованна. К этому человеку потом будут приходить когда на кону будет стоять жизнь.

 

Что представляет собой шаманизм в современности?
Традиция шаманизма в нашей стране не была прервана ни во время христианизации, ни во время прихода буддизма в восточную сибирь ни во время советской власти. До сих пор существует несколько древних шаманских родов и кланов, также образуются и новые. Например первая официальная религиозная организация шаманов республики Тува РФ "Дунгур". Если говорить именно о традиции, в каждой республике свои методы, свои обычаи и законы и развивалась каждая республика по своему. Например в Якутии до сих боятся советской власти и шаманы называют себя "народными целителями". Влияние буддизма в Якутии минимально. Тува же является неким центром шаманизма. По моим наблюдениям наиболее развитая и "современная" из всех шаманских школ. В Бурятии большое наблюдается большое влияние восточных школ, в принципе это наблюдается во всех шаманских традициях. Достаточно знаменитый шаман и писатель Эльвиль Олард Диксон постарался структурировать различные шаманские школ и достиг достаточно больших успехов. В принципе общая тенденция развития шаманизма в сибири такова: 1) Шаманы пользуются большим уважением в обществе и феномен шаманизма воспринимается вполне обыденно, то есть вряд ли найдется коренной житель сибири который бы "не верил" в существование магии. 2) Сильное влияние буддизма. Иногда даже ритуальные предметы такие как поющие чаши (например) используются в шаманских практиках. Это касается и взаимствования некоторых философских истин и практик. 3) Большая конкуренция. К сожалению с появлением "цивилизации" в удаленных регионах восточной сибири появляется и большая конкуренция среди посвященных шаманов, которая иногда заканчивается достаточно плачевно. Что уж говорить о шарлатанах и людях которые называют себя шаманами но посвящения не получали. Однако все это верно для сибири, в западной части России свободы действий намного больше, но и отношение совсем другое.

Шаманизм. Кто такие духи-помощники.

Кто же такие духи-помощники?
Дух-помощник, это существо выполняюшее ту или иную функцию в соответствии с волей шамана. Можно подумать духи прислуживают шаману, однако это не совсем так. Скорее дух-помощник именно помогает при выполнении того или иного задания, а шаман взамен "кормит" духа, то есть приносит различные подношения. Можно условно разделить духов-помощников на две группы.
1) Духи помощники не имеющие материального "вместилища". Таких духов-помощников не так много, и чаще всего шаман делает специальное вместилище для подобного духа. Например шаман получил духа-помощника лягушку в результате совершения камлания. В таком случае шаман может сделать фигурку лягушки и привесить на шаманский костюм или просто носить с собой. А может и не сделать, это зависит от желаний шамана, например в городских условиях удобнее не делать вместилища. Есть некоторые духи которым обязательно вместилище, однако это скорее исключение чем правило. Обычно это животные, растения, природные явления (дождь, ветер, молния) умершие предки и тд.
2) Духи-помощники имеющие материальное "вместилище". В принцпе таким духом может стать любой предмет. Почти вся шаманская атрибутика- это духи-помощники, бубен, варган, зеркало, шапка, различные фигурки и тд. (про атрибутику см. следующую заметку) Я знал одного традиционного шамана, который относился к зажигалке как к духу-помощнику, и это не "перебор", чем зажигалка не помощник? Также сюда относятся "рукотворные" духи-помощники, например различные статуэтки (например фигурка домового), сшитые куклы, амулеты и талисманы.

Шаманизм. Костюм и атрибутика.

Рассмотрим подробнее шаманский костюм и атрибутику.
Сам костюм состоит из шапки, пояса, камлайки (длинная рубаха до колен или халат). Некоторые шаманы также имеют особые ботинки и штаны. В дополнении к предыдущей заметке следует отметить, что почти все нижеизложенное является духами-помощниками шамана.

1) Шапка (шаманская корона). Чаще всего на шаманские шапки вешают "наглазник", бахрома из ниточек, полосок кожи или бус закрывающих лицо до носа или полностью до подбородка. Наглазник имеет две основные функции. Во первых зимой при ясной погоде очень сложно смотреть на снег, он отражает лучше любого зеркала. Таким образом в традиционном обществе наглазник выполнял роль темных очков. Во вторых такой наглазник скрывает лицо шамана от неблагоприятных духов, обеспечивает некоторую защиту. Хотя некоторые считают что это защита скорее для окружающих, ибо лучше не видеть глаза шамана во время камлания. Сама шапка рсшивается различными рисунками солнца, неба, тотемического животного. У тенгрианских шаманов на шапке вышиты два глаза. Также шаманская шапка может изображать голову духа-тотема, яркий тому пример "шапка быка" Оларда Диксона. Иногда речь идет не о шапке, а о короне. Чаще всего корона- атрибут более сильных шаманов имеющих несколько посвящений. Например бурятская майхабши, имеет вид короны с высокими железными рогами изображающие оленьи. Или например тувинская корона- железное очеле с закрепленными на нем перьями, на подобии головных уборов индейцев. Кстати в тувинской традиции реже чем в других используется наглазник. В некоторых традициях на шапку вешают длинные широкие полоски ткани спадающие до пола на спину на подобии волос. Также на шапку иногда вешались колокольчики, фигурки гагар, символы солнца неба и луны. Шапка- один из немногих атрибутов который части передается по наследству. Особенно если символизирует тотем рода.

2)Камлайка (халат, рубаха). Камлайка делается из кожи или ткани. У разных народов выглядит по разному. Иногда на саму камлайку нашивают различные узоры, однако чаще эти узоры и символы привешивают. Иногда к рукаву и к подолу пришивается кусок ткани(кожи) с длинными свисающими полосками, символически обычно изображает крылья. Основную часть атрибутов, фигурки духов-помощников, зеркала, колокльчики, цветные ленты, когти, клыки, шкуры и тд привешиваются именно на камлайку. Чаще всего, особенно если шаман достаточно опытный, за привешанными атрибутами не видно самой камлайки.

3) Шаманский пояс. Пояс обычно это длинный кусок тесьмы, полоска ткани(кожи), либо несколько лент сплетенных в косичку. На пояс вешаются как атрибуты которые во время камланий не снимаются (колокольчики, фигурки духов), так и те, которые шаман снимает и использует. Основное различие между атрибутикой на поясе и на камлайке в том, что на камлайке как правило атрибутика не меняется, на поясе же может менятся от случая к случаю. Также иногда, когда шаман не выполняет серьезных выходов в другие миры, он надевает только шаманский пояс с самым необходимым. Также на пояс вешается сумка, различные мешочки, ритуальный нож и тд.

4) Штаны и ботинки. Как правило ритуальных штанов и ботинок шаман не заводит, но часто вешает на ботинки колокольчики. Исключением может быть случай, когда шаман надевает одежду из шкуры того или иного животного, но тогда весь костюм полностью меняется. За место шапки надевают либо маску, либо непосредственно голову животного, за место камлайки- шкуру с тела животного (или халат из нескольких шкур), на ноги шкуру с ног животного и тд.

5) Зеркало. Почти у всех европейских обываетелй шаман в первую очередь ассоциируется с бубном. Однако в большинстве традиций из самым сильным шаманским духом-помощником считают обычно не бубен, а шаманское зеркало. Называется оно по разному, толи, кузунгу, панапту. Шаманское зеркало, это не привычное нам стекляное серкало. Это небольшой (8-10см) круг из различных металлов. Размеры, формы, рисунки зеркальца меняются в зависимости от региона, как правило одна сторона отполирована до блеска а на другой нанесен рисунок. Иногда рисунок нанесен на обратную часть зеркала,иногда прямо на рабочую. Иногда зеркала выпуклые, иногда плоские. Существует одна красивая легенда, в ней говорится о том, что зеркало кузунгу (я буду называть его тувинским именем, поскольку мне так проще) это дух-помощник упавший с неба. Само происхождение зеркальца не рукотворное а небесное. Во время странствий по тайге шаман случайно видит предмет на земле, или висящий на ветке, который отражает лучи солнца. Подойдя по ближе он видит шаманское зеркальце и берет его себе, как величайший дар духов. Все дело в том, что когда хоронили шамана, рядом с могилой на ветку или прямо на землю клали его магическое зеркальце. И через какое-то время его находил другой шаман и брал его себе. Считается что чем древнее зеркало, тем больше его сила, так как зеркала имеют свойство запоминать все, что с ними происходило. Таким образом шаманское зеркало для знающих, является своего рода книгой по практикам шамана. Применение таким зеркал также различается. У некоторых народов существовали специальные зеркала например для собирания утренней росы. Или зеркала для разжигания ритуального огня от солнца. Зеркала используются для вытягивания вредоносных духов, как магнитом, отражения негативных энергий, защиты, конкентрации воли и энергии, выравнивания энергетического поля человека после болезни, предсказаний и еще для многих других целей. Обычно зеркала делаются из бронзы или меди, холодной ковкой. Помимо такого основного зеркала которым выполняется работы, некоторые шаманы стараются собрать по больше подобных зеркал меньшего размера. Обычно такие зеркала пришиваются на камлайку. Считается что у шамана должно быть одно зеркало на груди и одно на спине, но обычно их гораздо больше.

6) Колокольчики. Почти на всех атрибутах шамана присутствуют колокольчики. На бубне, колотушке для бубна, камлайке, поясе, иногда даже на шапке. Считается что звук металла отпугивает злых духов и сама энергетика звука благотворно влияет на организм человека. Часто колокольчики используются в целительстве. Звук множества колокольчиков успокаивает и расслабляет, особенно это остро ощущается на фоне резких и громких звуков бубна. Во многом колокольчики облегчают выход в транс. Когда шаман двигается, ходит ли, танцует ли, или просто поднимает руку, слышно не шуршание одежды или шаги, а именно колокольчики. Колокольчики бывают разных размеров и форм, иногда на них наносятся отдельные символы, иногда нет. Иногда шаманы в современности используют колокольчики из тибетской традиции, выполненные по принципу поющей чаши. Говорят что такие колокольчики служат не только для очищения, но и для поражению злых сли или даже людей. Такие колокольчики в основном используют женщины.

7) Ленточки и змеи. Из всех перечисленных атрибутов, летночки пожалуй единственне которые не являются духами помощниками. Сама лентачка является Благодарностью. Благодарностью человека шаману за изличение или Благодарностью шамана духам за работу. Или же просто дара. На шаманском костюме обычно ленточка означает удачное камлание. Привязыватся ленточка может как на камлайку (из-за чего множество таких ленточек иногда называют "волосами") когда она подарена в благодарность шаману, так и на духа-помощника, например на бубен, на трость, на зеркало или на чехол от варгана. Цвета ленточки в разных культурах обозначает разное, так что тут однозначного списка соотношения цветов и значений нет. Однако также часто ленты на самом костюме означают змей, помощников-проводников в Нижние миры. У тувинцев различают разные типы змей с разными свойствами. Каждый тип имеет свое название, вид, и место куда они крепятся. Змеи делаются из ткани, войлока и кожи.

8)Шаманская плеть, шаманский нож и шаманская пика. Общее между этими трема атрибутами то, что кроме всего прочего они символизируют силу шамана и авторитет среди верующих. Далее разберем каждый атрибут отдельно.
-Шаманская плеть. Плеть считается орудием всадника. Вообще сам символ коня имеет достаточно большое значение в шаманизме, но об этом следует поговорить позже. Считается что плеть пропитанная конским потом отгоняет злых духов, также это является орудием борьбы против них. Часто при лечении шаман хлестает плетью (и иногда достаточно сильно) по больной части тела человека, тем самым выгоняя духа из тела. Также плеть используется при родах, роженицу в традиционном обществе стегали плетью во время родов и вешали над кроватью.
-Шаманский нож. Нож использовался как по прямому назначению, например зарезать жертвенное животное, или порезать руку для того, чтобы дать клятву на крови, или "пустить кровь" в целях лечения, нож использовался и при путишествиях. Иногда ножом сражались со злыми духами, но редко, для этого есть другие атрибуты. Чаще ножом разрезали верхний слой облаков при путишествии в верхние миры. Либо "резрезали небо" для разгона туч. Иногда ножом чертят некоторые символы и знаки на земле, небе, огне или воде. Нож редко изготавливался из железа, чаще всего он делался из камня или кости. И не только по той причине, что железа было мало и обрабатывать его было сложно, считается что некоторые добрые духи не переносят заточенного железа, в том числе например духи недавно умерших людей.
-Шаманская пика. Тоже самое по аналогии с ножом.

9) Фигурки духов, когти клыки, перья.
-Обычно это фигурки животных. О значении тех или иных животных в шаманизме нужно будет поговорить отдельно. Это могут быть животные которые являются духами-помощниками шамана, полученными во время путишествия, либо животные силу которых хочет обрести шаман на время того или иного камлания. Это могут быть миниатюрные фигурки оружия, которым, во время камлания, по надобности, шаман сражается со злыми духами, или фигурки предков.
-Когти и клыки также символизируют силу животного. Перья также используются для подражания птице при взлете, когтем можно "выскребать" болезнь из человека (лучше всего подходит лапа барсука). Иногда перо также используется за место венчика для очищения чего либо, им как бы "выметают" весь негатив.

10) Венчик. Традиционный якутский венчик сделан из черного или белого конского волоса. По якутской традици именно по конскому волосу поднимаются духи предков из нижнего мира. Сам по себе конский волос неприкосновенный для злых духов, по этому им лучше всего совершать очищение. Особенно хорошо использовать такой венчик при целительстве.

11) Бубен и варган. Оба этих инструмента считаются Большим и Малым конями шамана. То есть то, на чем шаман совершает путишествие в другие миры. На счет использования варгана и бубна необходимо поговорить отдельно.

12) Маска. В шаманизме маска используется для вхождение в то или иное состояние. Например маска медведя для вхождение в состояние медведя, маска гнева, для вхождение в состояние гнева и тд. Также иногда (но очень редко) маску надевают чтобы обмануть духов. Обещать им многое для достижения цели, а потом сжеч маску. Когда духи придут за обещанным, они не узнают шамана без маски. в некоторых традициях маску используют за место шапки, но очень редко.

13) Мешочки и шкатулки. Шкатулка или сумка в которой хранятся шаманские принадлежности сама по себе является духом-помощником. Различные мешочки и поясные сумки могли служить для совершенно разных целей. Мешочек для гадательных костей, сумки для сбора трав, мешочек для хранения трав или табака и тд. При этом сами по себе они являлись предметами силы и покрывались различными узорами, обычно для защиты того, что в них находится.

Шаманизм. Музыка.

Музыка в шаманизме играет большую роль, в основном служит для вхождение в транс и общения с духами. В прнципе в городских условиях для вхождения в транс можно использовать и пианино, но лучше для этого приспособлены традиционые инструменты.

1) Бубен. Пожалуй самый известный шаманский инструмет. Как таковой барабан используется во всех древних традициях. Будь то африканские "там-тамы" или тибетские барабаны. Бубен называют Большим конем шамана, на которым он отправляется в другие миры. Сам по себе бубен это очень сильный дух-помощник. И также как и других духов его нужно кормить. Обычно для этого за удачное камлание привешивается ленточка на рукоять бубна. Также есть традиция "выдувания" молока через плотно сжатые губы на бубен. Впрочем так кормятся многие духи-помощники. Бубен один из немногих предметов из шаманской атрибутики, который занимает отдельное место в доме. Обычно он вешается на стену в специально отведенном месте. Помимо значения бубна как шаманского коня, он также является как бы картой местности и тесно связан с духами местности где этот бубеен был сделан. В городских условиях бубен сделать достаточно сложно, особенно соблюдая все правила, ведь если бубен теснно связан с местностью, то и все материалы должны быть из этой местности и освещаться он должен там же. Однако по моему опыту хороший бубен не связанный с духами местности хоть и в разы слабее, но все же кое какую работу с ним выполнять можно. Во первых бубен прекрасно подходит для выхода в транс. Звук бубна настраивает мозг на определенные волны и вводит человека в состояние фазы. Во вторых бубен можно использовать как карту той местности, куда ты направляешься. Иногда бывает не просто во время путешествия повернуть в ту или инуб сторону, изменив же немного звук бубна это делается с легкость. Да и некоторые действия с помощью бубна выполнять гораздно проще. В третьих бубен облегчает настройку на определенные действия. У некоторых шаманов есть несколько бубнов, например бубен для путешествий в нижние миры, бубен для путешествий в верхние миры, бубен для целительства, бубен посвященный определенному богу или духу и тд. Рисунок на буне означает то, для чего он создан. После смерти шамана бубен обычно протыкают и вешают на ветку рядом с местом погребения. В некоторых традициях, шаман протыкает бубен перед смертью (или закапывает в землю) в том случае, если хочет чтобы его дети шаманами не становились. Колотушка для бубна делается в разных традициях по разному. Чаще всего колотушку вырезают из дерева и обтягивают кожей, шерстью наружу. Тогда звук получает наиболее глубокий. Бывает колотушку шерстью не обтягивают, тогда звук более резкий. Перед камланием шаман нагревает бубен на огне, тем самым очищяя его и стягивая мембрану для звонкости звучания. Обычно в начале камлания ритм бубна медлянный,потом он постепенно убыстряется и вовсе становится хаотичным. Это связанно с несколькими стадиями погружения в транс. Ритм может различатся в зависемости от того, какое конкретно действие совершает шаман во время камлания. Также считается что звук бубна боятся злые духи, поэтому бубном иногда очищают, человека, но чаще помещение или предмет.

2) Варган. Если бубен это Большой Конь шамана, то варган это Малый Конь. Есть шамана которые камлают без бубна, но с варганом. Названия этого инструмента различается от региона к региону. Якутский хомус, алтайский комус, русский варган, вьетнамский дан мой, китайский коу сян, венгерский дромб, хакасский темир-комус и тп. Варган, это язчковый инструмент, состоит из двух частей. Это железный или деревянный корпус, на котором закрепляется язычок. При игре на варгане, корпус прикладывается к зубам, удары по язычку заставляют его вибрировать и издавать спецефический звук. Однако не все так просто, как кажется. При игре на варгане, любая мелочь, будь то положение языка, дыхание, все сильно сказывается на звучании варгана. Также сказывается ритм и сила боя. Все эти нюансы позволяют издавать на варгане самые различные звуки. Настоящими мастерами игры на варгане считаются якуты, их хомусы самые звонкие и богатые на различные обертона. Для начинающих могу посоветовать алтайские комусы, они относительно просты в использовании и совсем недорогие, по сравнению с другими варганами. Считается что звук варгана очищает и структуризует энергетику человека, по этому часто его используют для лечения и очищения. Также с помощью варгана намного легче выходить в транс, особенно если уметь на нем играть. Варган можно назвать одним из самых древних музыкальных инструментов. Прародителем варгана считается поющий лук. Ударяя по тетиве лука, она издает подобный звук, а зажимая эту тетиву в определенных местах, можно достигнуть различного звучания. Также есть прием игры на тетиве, где один ее конец цепляли за зуб, а второй за ногу, разное натяжение и разная артикуляция позволяли издавать похожие на варган звуки. Также возможно раньше использовали обычную щепку, прикладывая ее ко рту.

3) Горловое пение. Наше горло, также замечательный музыкальный инструмент, имеющий большую популярность среди шаманов :) Горловое пение отличается от обычного вокала совершенно другим принципом звукоизвлечения. Как-то Ногон Шумаров ( Алтайский мастер горлового пения)на своих лекциях говорил о том, что первые звуки которые издавал древний человек, были именно горловые звуки, подобные животным крикам. Выделают три основных стиля горлового пения (на самом деле их гораздо больше). Это каргыраа, хоомей и сыгыт.
-Каргыраа. Этот стиль горлового пения часто сравнивают с криком ворона или рыком медведя. Низкий хрипящий звук с еле слышным сверхвысоким свистом. Образуется в результате "зажима" гортани и хрипа горлом.
-Хоомей. Этот стиль похож на вокал, только звук обогащен различными обертонами. Большая часть песен сибирских народов исполняются на хоомее. Образуется в результате "зажима" гортани и обычного голоса.
-Сыгыт. Сверхвысокий свист, при котором "фоновый" голос остается на одной тональности, а свист меняется, за счет изменения положения языка и губ. Образуется в результате исполнения хоомея и постановки языка к верхнему небу.
Горловым пением исполняют сокральные тексты, молитвы и заклинания. Очень распространен на Тибете стиль гьюкэ, схожий со стилем каргыраа, особенно это харрактерно для традиции Бон По. Также считается, что горловое пение очищает (особенно сыгыт) как певца, так и слушателей. Очень помогает при вхождении в трансовое состояние сознания.

4) Морин-Хуур. Это смычковый инструмент на две струны. Лично я этот инструмент не освоил и мало что про него знаю, поэтому предлагаю вам небольшую заметку с сайта http://www.shaman.etnoshop.net. Замечу лишь, что подобные инструменты есть и в китае и на алтае. Вообще все струнные инструменты у сибирских народов обычно имеют только две струны, что позволяет исполнять достаточно специфические мелодии.
"Предпринимая путешествия в поисках силы и информации, шаманы использовали различные техники, в том числе практиковали игру на музыкальных инструментах.
Одним из таким удивительных инструментов является Морин хуур (морин хур, моринхур). Это музыкальный струнный инструмент, на котором, как считается, могут играть лишь мужчины. Корпус и дека моринхура выделаны из сосны и кедра. Струны и смычок изготавливаются из конского волоса, обработанного специальными веществами и выдержанного в тени при определенной температуре. Формой он немного напоминает домру, но у него всего две струны, сплетенные из конского волоса, а деревянный корпус сам по себе уже может служить произведением искусства.
Морин хур на протяжении семи столетий играет огромную роль в жизни монголов и бурятов. Они говорят: там где играет морин-хур, все плохое уходит, а доброе остается. И так как звук морин-хура способен прогнать злых духов, поэтому считается, что он должен быть в каждой монгольской и бурятской семье.

В Бурятии с этим инструментом связана своя легенда. Морин-хур появился так. У одного мальчика-сироты был жеребенок, который вырос и стал побеждать на скачках. Коня захотел купить богач, только мальчик отказался. Тогда богач в отместку убил коня. Мальчик в память о своем скакуне взял себе его хвост, вырезал из дерева голову коня, натянул конский волос вместо струны, согнул стрелу - получился смычок и так родился инструмент, с помощью которого мальчик вернул себе своего друга.

Изображение моринхура находится даже на гербе Монголии, а Организация Юнеско признала Морин-хуур достоянием и культурным наследием всего человечества!" (с)
Список будет пополняться.

Источник: Link

You have no rights to post comments

Поиск

Вход на сайт

Последние комментарии:

Кто на сайте